"...Ой, не хочу быть звездой, - они так высоко на небе, можно упасть и разбиться!"
- пингвин Петя(из книги "В поисках Пупундии" - ©Воеводин Ю.С.)
От “Буратино в музыкальной школе” до симфонической поэмы, от девочки из провинциального города до профессионального композитора. Путь длиной в 20 лет. Кино и музыка…
***
Композитор Ольга Лившиц – краткая творческая биография
***
По сюжету первого мультфильма Оли Лившиц, ученицы первого класса ДМШ№18 города Самара, Буратино плохо учился в музыкальной школе и на концерте выступил плохо, а цыплята учились хорошо, и поэтому выступили с успехом. Но Оля, в отличии от персонажа своего мультфильма, училась всегда хорошо и доросла до профессионального композитора. Но уже в первой своей творческой работе, она уже стремилась к более сложной и расширенной форме. Музыка была хотя и детской, но уже в форме сюиты.
Автор: ©Воеводин Ю.С.,
Заслуженный работник культуры РФ,
“Учитель года 1995 учреждений культуры Самарской области”,
Лауреат 3 Всесоюзного фестиваля Народного творчества.
На фестивале Крок-3
Были и другие работы: музыка в виде сюит к мультфильмам “Наше озеро” и “Что такое радуга?”. С песнями “Дружба” и “Радуга” Оля побывала на многих фестивалях: в Самаре (Областной фестиваль Народного творчества и Первый Областной фестиваль детских киностудий),в Харькове (Международный фестиваль детского кино ”Веснянки”), в Киеве (Международный фестиваль детского мульттворчества “Крок-3"), в Артеке (Всероссийский фестиваль “Россия боль моя и радость”), в Рыбинске(Всероссийский фестиваль “Золотая гиря”), в Санкт-Петербурге(фестиваль “Белые ночи”), в Луге(”Фестиваль молодых авторов”), в Москве(Международный фестиваль детского анимационного кино “Золотая рыбка” - патронаж Юнеско, Международный форум “Кино и Конвенция о правах ребенка” под эгидой Unicef ООН, Первый Международный фестиваль экранного творчества детей “Московские каникулы” посвященного 850-летию Москвы), демонстрировались на ВДНХ СССР(павильоны Народного образования, Юных техников и натуралистов), на семинарах и конференциях разных уровней.
Непосредственное участие в создании авторских мультфильмов: разработке персонажей, фонов и киносъемке эпизодов, помогало Оле глубже понимать, какую музыку нужно сочинять для раскрытия творческих замыслов. Можно с уверенностью сказать, что композиторские способности Оли Лившиц развились под влиянием творческих работ над собственными мультфильмами, ведь кино и музыка развиваются по единым законам, реализуются во временной последовательности. Непоследнюю роль в формировании профессиональных навыков и образного мышления сыграла уникальные методики преподавателя по классу фортепиано Северовой Людмилы Филипповны и комплексной авторской программы всестроннего развития личности средствами кинотворчества Воеводина Юрия Сергеевича.
Северова Людмила Филипповна, преподаватель по классу фортепиано и в прошлом директор ДМШ №18 г. Самара
Вершиной творчества Ольги в период обучения в детской музыкальной школе и киностудии стало сочинение вокально-инструментального цикла “Времена года” на слова японского поэта 18 века Еса Бусона. На восьмом конкурсе юных композиторов в рамках всероссийского фестиваля композиторов за эту музыку Оля получила “Гран-При” и признание двадцатью восьми профессиональными композиторами из России во главе с композитором Игорем Якушенко.
Из наблюдений в период конкурса: все композиторы слонялись по залу и коридору, явно скучали и зевали, но как только началось исполнение миниатюр, все прильнули к нотам и стали внимательно изучать нотный материал. Но особенно поразило жюри, что в нотах не было ни одного заимствования у других композиторов.
В дальнейшем инструментальный вариант из фрагментов музыки был использован в качестве фонограммы к мультфильму “История листика”, который был представлен на многих кинофестивалях.
И недаром, под воздействием детских музыкальных сочинений, несколько членов жюри, профессиональных и маститых композиторов, имеющих по два высших образования, изъявили желание позаниматься в младшем развивающем музыкальном классе ДМШ№18 г. Самары.
Следующим творческим достижением Ольги Лившиц стало создание вокально-инструментального цикла на прозу в стихах на слова Тургенева “Голуби” как учебной работы в Самарском музыкальном училище имени Шаталова, исполненное в Самарском оперном театре в рамках Областного фестиваля композиторов Самары. Активная творческая работа позволила Ольге без труда поступить в музыкальную Академию имени Гнесиных на композиторский факультет.
Круг замкнулся. Буратино нашел золотой ключик от таинственной двери, которая ведет в сказочный и счастливый мир, а Оля Лившиц, трудясь и творя, прошла полный двадцати-летний путь профессионального становления музыканта и композитора, от ученицы музыкальной школы, через музыкальное училище и консерваторию.
***
©Воеводин Ю.С.